Проект "Воображариум"

Краткосрочный проект для второй младшей группы детского сада, тема «Воображариум» ( Развитие творческого воображения дошкольников по изодеятельности)

 

Автор: Лейкус Елена Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории

ДОУ: МБДОУ «Владимировский детский сад»

Актуальность

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах.

Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.

Проблема: В нашей группе очень маленькие воспитанники, которые выполняют задания по образцу, им еще трудно справиться самим. Для этого детям необходимо помочь, научить их.

Цель:

Развитие творческих способностей, воображения и наблюдательности, развитие связной речи и сплочение детского коллектива.

Сроки реализации проекта: проект краткосрочный (одна неделя)

 

Содержание:

В процессе наблюдения за художественным творчеством детей, я отметила, что зачастую, детские работы бывают схематичны и однообразны, некоторые ребята не выбирают ярких цветов. Сделала вывод, что решить эти проблемы возможно лишь при условии нового подхода к организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению, а именно – включение разнообразной продуктивной деятельности детей при организации вечернего отрезка времени.

Для реализации данного опыта было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование.

План работы с детьми

Понедельник: «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в  краску  или  обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Вторник:  «Волшебники»

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Среда: « Кляксография»

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

Четверг: « Кругольники»

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос,  зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко,  сказочная птица и т. д.).  Дать установку ребенку -изображение не повторяется.

Пятница:  На что похож круг.

Цель: развитие креативности

Ребенку дается лист бумаги с изображением  контура  кругов (от 3 до 10) в зависимости от  возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Так, в нашей группе имеется  «Уголок искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, краски, пластилин, штампы для печатания, ватные палочки, бумага разного качества, бросовый материал и т. д. Помещены дидактические игры. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В уголке есть магнитная доска для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.

В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. «Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, палочкой, мелом и другими графическими материалами, и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов».

«Рисование, — отмечает Л.С. Выготский, — является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не принуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает лёгкого стимула для того, чтобы ребёнок принялся за рисование».

Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Поэтому был составлен каталог творческих игр на развитие воображения по изодеятельности. Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Детей младшего дошкольного возраста, я учила рисовать ладошкой. Этот способ рисования им очень нравится.

Творческая игра:  На что похожи наши ладошки

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в  краску  или  обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

У нас получались замечательные рисунки.

В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет.

Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?».

Уже с младшей группы хорошо рисовать пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Хорошо ввести технику «тампонирование». Делается тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Например, получаются очень необычные «Воздушные шары».

При работе с ребенком одна из задач педагога — установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач.

Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Были проведены консультации: «Творческие пальчики», «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредствам изодеятельности».

Практическая значимость данного опыта заключается в том, что полученные результаты позволили разработать и использовать на практике комплекс мероприятий по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности. Данный комплекс может быть использован широким кругом лиц: воспитателями других групп, родителями детей.

Работа воспитателя включала следующие пункты:

  1. Разработка проекта «Воображариум».
  2. Разработка картотеки творческих игр по развитию творческого воображения по изодеятельности.
  3. Подбор материалов для творческого развития: лепки, аппликации, рисования.
  4. Создание атрибутов для развития творческих способностей: ватные палочки, поролоновые тампоны для рисования.

Деятельность детей:

  1. Занятия изобразительной деятельностью.
  2. Совместная деятельность педагога и детей (пальчиковые, дидактические, подвижные игры).

Деятельность родителей:

  1. Консультации индивидуальные и групповые
  2. Рекомендации: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию».
  3. Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

Ожидаемый результат:

  • для педагога:
  1. повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
  2. удовлетворенность работой;
  3. систематизация и повышение качества работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды деятельности.
  • для детей:
  1. Развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей;
  2. Приобщение к миру искусства;
  3. Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
  4. Совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;
  5. Развитие «чувства инициативы»;
  6. Умение работать в группе активно, сообща.
  • для родителей:
  1. Осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
  2. Бережное отношение к продуктам детского творчества;
  3. Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
  4. Оборудовали мини — уголки для детского творчества;
  5. Повысили уровень педагогических знаний.

 

 

Вывод:

Подводя итоги работы, направленной на развитие творческого воображения по изодеятельности детей младшего дошкольного возраста при организации вечернего отрезка времени, можно отметить, что у многих детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенные, инициативные, научились более свободно выражать свои мысли.

- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым «зажатым» детям.

Я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

  1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изо деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
  2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности для самовыражения.
  3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
  4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

docs.google.com/document/d/18fnFFYZPRFkD55bv7woTpu6H1w6CFvWm/edit?usp=sharing&ouid=114932969343332434428&rtpof=true&sd=true ( Обобщение опыта)

 

docs.google.com/document/d/1ArY6H7kcI7sE8q9xyrr4dNwIFysgnAU2/edit? )usp=sharing&ouid=114932969343332434428&rtpof=true&sd=true (Консультация для родителей)

 

docs.google.com/document/d/1PaTQyJfz0gMDZrkARtA43vs4NG5HYuCh/edit?usp=sharing&ouid=114932969343332434428&rtpof=true&sd=true (Конспект занятия по обравной аппликации)

 

docs.google.com/document/d/14SEUD09Oydr7gurpgo2C20XHS4LBtYfP/edit?  usp=sharing&ouid=114932969343332434428&rtpof=true&sd=true (Игры для развития воображения)

 

         

 

 cloud.mail.ru/public/inpH/Ck3nufrB5 ( Слайд шоу по проекту  "Цветная неделя")

ПРОЕКТ "БЫТ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА"

«Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры»

Петр Савицкий

Актуальность:

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

В  последние  годы  проблема  патриотического  воспитания  детей  дошкольного   возраста стала  очень  актуальна.  Среди  целевых ориентиров,  которые  должны  быть  сформированы  к  концу дошкольного  возраста,  указано  овладение  представлениями  об обществе,  его  культурных  ценностях,  о  государстве  и  принадлежности  к  нему.

В  настоящее  время  под  патриотическим  воспитанием  понимается  взаимодействие  взрослого  и  детей  в  совместной  деятельности  и  общении, направленное  на  раскрытие  и  формирование  в  ребенке  общечеловеческих  нравственных  качеств  личности,  приобщение  к  истокам  национальной  региональной  культуры,  природе  родного  края,  воспитание  эмоционально-действенного  отношения,  чувства  сопричастности,  привязанности  к  окружающим. 

С  дошкольного  возраста  ребенка  надо  воспитывать  патриотом - человеком,  имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он родился  и  растет,  ее  традиции,  историю,  культуру,  язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения у детей к ценностям и традициям русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомить с семейными традициями и традициями русского народа.

2. Познакомить с русской избой.

3. Познакомить детей со старинными предметами быта: лавка, скамейка, печь, колыбель (люлька), самовар, глиняный горшок, кочерга и т. д.

4. Познакомить с музыкальными инструментами: дудочка, ложки, бубен, свистулька.

 

Развивающие:

1. Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей;

2.Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;

3.Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность; знакомить с традиционными и обрядовыми праздниками

4.Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками; - воспитывать нравственные качества личности (уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе).

5. Развивать интерес и любовь к фольклору.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Формы организации детской деятельности:

При реализации проекта осуществлялась интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Вид проекта: Краткосрочный проект

Участники проекта: Дети средне-старшего дошкольного возраста (4-5 лет, педагоги, родители воспитанников)

Направление проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством приобщения к народным традициям.

Вид проекта: Познавательный, творческий.

Сроки проведения: краткосрочный ( 2 недели)

Оборудование, материалы: интернет ресурсы,  иллюстрации быта русских семей, иллюстрации к потешкам, песенкам; художественная литература.

Работа с родителями:

- Создание альбома «Русские народные потешки, прибаутки, песенки»

- Участие в развлечении «К бабушке и дедушке на оладушки»

- Участие в сборе материала для создания макета «Изба», изготовление макета.

- Участие в подборе русских народных сказок, потешек, пословиц для выставки по народному фольклору.

Предполагаемые результаты:

-Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

-Результат деятельности детей - заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми; активно участвуют в играх; знают название и содержание русских народных сказок; имеют представления о старинных предметах быта; дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым.

-Результат деятельности родителей – становятся активными участниками воспитательно - образовательного процесса.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

• Создание условий, необходимых для реализации проекта.

• Составление тематического перспективного плана на 2 недели.

• Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор потешек, песенок

• Подбор сказок и русских народных игр для детей. (Приложение№1)

• Проведение развлечения «К бабушке и дедушке на оладушки» (Приложение№ 2)

Основной этап

Работа с детьми:

• Реализация тематического плана.

• Создание макета избы в русском стиле.

• Разучивание сценария праздника

Заключительный этап:

• Развлечение «К бабушке и дедушке на оладушки».

 

Виды детской деятельности

Формы работы с детьми

Познавательная

Беседы, рассматривание иллюстраций

Двигательная

Подв. игра «Васька кот», «У бабушки Маланьи», «Жмурки».

Дид.игра «Чудесный мешочек»

Игровая

Инсценировка русской народной песенки

Посиделки «К дедушке и бабушке на оладушки»

Сюжетная игра с макетом «Изба»

Игра на музыкальных инструментах

Продуктивная

Аппликация «Коврик»

Коммуникативная

Беседы, чтение русских народных сказок, потешек.

 

 

                          План мероприятий по реализации проекта

 

День недели

Мероприятия

Деятельность

Пн

Чтение потешек, песенок, прибауток. Подбор книг в уголке русских народных сказок.

Знакомство с подвижной игрой «Васька кот»

Знакомство детей с правилами подвижной игры, рассматривание иллюстраций к потешкам, к русским народным сказкам.

Вт

Знакомство с русскими народными инструментами: ложки, свистульки, трещетки, бубны.

Беседа об инструментах, игра на инструментах. Пополнение уголка русскими народными инструментами

Ср

Заучивание потешки «Еду, еду к бабе, деду»

Чтение русских народных сказок

Продолжить знакомить детей с русскими народными сказками.

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»

Чт

Лепка «сушки и баранки к чаю»

Д.игра «Чудесный мешочек»

Изготовление из пластилина баранок для создания макета «Изба»

Пт

Аппликация «коврик»

Подвижная игра «У бабушки Маланьи»

Разучивание подвижной игры.

Пн

Инсценировка русских народных песен «Гуси», «По малину в сад пойдем»

Разучивание слов и движений к песенкам

Вт

Познакомить детей со старинными предметами быта: лавка, скамейка, печь, колыбель (люлька), самовар, глиняный горшок, кочерга и т. д.

Игра «Что раньше, что потом»

Ср

Подвижная игра «Ярмарка», «Жмурки»

Игра детей в подвижные игры

Чт

Познакомить с русской избой. Изготовление и оформление макета «Изба».

Игра детей с макетом «Изба»

Пт

Посиделки «К дедушке и бабушке на оладушки»

Участие детей и родителей  в развлечении

 

Вид отчета:

• Фотоотчет по реализации проекта.

• Оформление проекта «Быт и традиции русского народа».

 

 

 

 

Проект "Волшебный песок"

 

 

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка,

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру…

Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

 

(Т. Грабенко

 

В силу своего возраста все дети любят игры с песком и водой, интерес детей к этим играм, их развитие зависят от того, насколько воспитатель, во-первых, научил ребенка сенсорным путем вычленять материалы и их свойства, во-вторых, сумел довести до сознания детей возможности использования этих материалов и, в-третьих, нашел им применение в конкретной детской деятельности.

 Развитие игр начинается с создания соответствующих условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. Песок, которым пользуются дети, нуждается в постоянном уходе. Его периодически очищают, меняют, поливают, хорошо промешивают. Так как дети очень любят играть с песком и водой в любое время года, эти материалы должны находиться в достаточном количестве не только на дворах, бульварах, но и в помещении. Заинтересованность играми с водой поддерживается добавлением новых игрушек из разного материала, с различными, иногда неожиданными для детей свойствами.

Идея «терапии песком»была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. а потом разрушать и снова строить. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимулирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется «круговорот переносов в природе».

Перенос традиционных психолого - педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Опираясь на психолого - педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии - это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей и профилактической работы с детьми.

          Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

·         обучающие(облегчают процесс обучения);

·         познавательные(с их помощью познается многогранность нашего мира);

·         проективные(через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

          Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
          1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги  олучают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

          2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

          3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

          4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

          5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

          Оборудование «педагогической песочницы».

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Также можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. 

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Предмет исследования: неживая природа (песок, вода)

Участники проекта: воспитанники средне-старшей группы (4-5 лет, воспитатель)

Цель проекта: познакомить детей со свойствами неживой природы: песка, воды и формирование познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  • стимулировать потребности познания окружающего мира
  • активизировать творческие способности детей
  • открыть детям свойства неживой природы
  • создать условия для экспериментальной деятельности детей
  • развивать любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании
  • учить детей делать выводы на основе экспериментов
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

Формы работы по проекту с детьми:

  • Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки).
  • Проведение игр с песком, водой.
  • Пополнение предметно — развивающей среды группы;
  • Опытно – экспериментальная деятельность

Этапы проекта:

I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Определение цели и задач проекта
  • Подбор материала
  • Выявление знаний детей о предметах неживой природы (о песке, воде)
  • Разработка консультации для родителей

II этап – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

  • Свойства песка: сухой, мокрый, сыпется, лепится;
  • Превращается в: мокрый песок, сухой песок;
  • Беседы;
  • Наблюдения;
  • Опыты;
  • Подбор и составление картотеки игр с водой и песком.

ОПЫТ №1

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.

Материал: песок, пластиковые стаканы, лейки с водой, формочки, лупы, альбомные листы, клеевые карандаши.

Воспитатель предлагает рассмотреть песок: какого цвета, насыпать в стаканы, высыпать, потрогать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего же состоит песок? Мы можем рассмотреть песчинки через специальный прибор, который называется лупа. В лупу встроено волшебное стекло, оно все маленькие предметы превращает в большие (рассматривают). Песчинки маленькие, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из сухого песка лепить? Почему? Что нужно сделать, чтобы мы могли лепить из песка? Дети из леек поливают песок.

Мокрый песок можно сыпать струйкой? Зато он может принимать любую форму, пока не высохнет (дети лепят формочками). Почему же так происходит? Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, они слипаются, будто держат друг друга за ручки (можно еще раз через лупу рассмотреть сухой и мокрый песок). На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой (показывает).

 

ОПЫТ №2

Цель: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения).

Материал: центр песка, совки, грабли, лейки с водой, камешки.

Что это? (собачка, машинка, уточка). У всех игрушек есть свой домик. Собачка живет (в конуре, машина… (в гараже, уточка… (в пруду, озере). Давайте для каждой игрушки построим домик из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его мокрым? (Дети поливают песок). Почему песок стал мокрым? Куда девается вода? Дети строят конуру и гараж

ОПЫТ № 3.

«Песок может двигаться»

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

ОПЫТ № 4 «Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

                                            Игры

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Содержание: Воспитатель и дети оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Содержание: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие моторики рук

Содержание: Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Дети набирают воду в емкость и, выливают ее, создают шумный водопад с брызгами. Обратите внимание детей, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Содержание. Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.

Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

Игры с решетом

Цель: Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка. Содержание. Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)

Игра «Норки для мышки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Содержание: Ребенок вместе с воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем воспитатель озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

Игра «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Содержание: Дети руками лепят заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Содержание. Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!

После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и обтереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Вода принимает форму»

Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Содержание. Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Дети наполняют шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Воспитатель обращает их внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра «Горячо-холодно»

Цель: Дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Содержание. Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание: Дети «выпекают» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого  можно использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем дети «угощают» пирожками кукол.

Игра «Найди шарик».

Цели:  Продолжаем знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит детей найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах детей, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

III этап – ИТОГОВЫЙ

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности дети должны знать, что:

  • Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей. Вода – источник жизни.
  • Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.
  • Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.

Литература

1.           Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.- 128с.

2.           В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста. Речь, 2011 г., 64 с.

3.           Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г 75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-64 с.

4.           Епанчинцева О.Ю. Рольпедагогической песочницы в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспект занятий. Картотека игр.- СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2011.-80с.

5.           МариеллаЗейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил.

6.           Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с., ил.

7.           Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014. -64с.

8.           Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.