Консультация по теме: «Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания по картине»

14.01.2018 13:20

 

Тема: «Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания по картине»

1.Понятие монологической речи, ее функции и формы, характеристика

Монологическая речь – речь одного человека. Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона.

Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз.

 Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности (В.П. Глухов, 2004). Это форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. В отличие от диалогической речи характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания), связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. В отличие от диалога, монологическая речь, предполагает ответственность за выполнение коммуникации только на говорящем при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим (читающим).

 Среди признаков монологической речи выделяются также непрерывность, степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание), степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь).

Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);

- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);

- эмоционально-оценочная.

Известно, что в устной монологической речи, заключающей повествование о событии или рассуждение, с необходимостью должны присутствовать как мотив высказывания, так и общий замысел, создаваемый говорящим.

Монологическая устная речь зависит от того, какие задачи ставит перед собой говорящий и в какой вид конкретной деятельности включена эта развернутая устная речь. Если рассказ идет об увиденном или пережитом и этот рассказ адресован собеседнику, который достаточно хорошо знает общую ситуацию и разделяет мотивы говорящего, устная монологическая речь может протекать с определенной мерой грамматической неполноты. Однако если монологическая речь содержит последовательное изложение соответствующего материала (это имеет место в случаях лекций или докладов), семантическое строение монологической речи должно быть существенно иным.

Задача говорящего сводится в этом случае к тому, чтобы представить излагаемый материал в наиболее последовательном и логически стройном виде, выделив наиболее существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой.

Совершенно иным строением обладает устная монологическая речь в тех случаях, когда говорящему нужно не столько передать слушающему те или иные знания, сколько довести до его сознания «внутренний смысл» излагаемого и тот эмоциональный контекст, которые лежат в основе текста или авторского замысла. Типичной для такой речи является речь актера, играющего определенную роль.

Устная монологическая речь располагает кроме средств языковых кодов еще целым рядом дополнительных выразительных средств или «маркеров». К ним относятся «просодические» маркеры: интонация, выделение голосом отдельных компонентов текста, использование системы пауз и т. д. К ним относятся и внеязыковые средства такие, как мимика и выразительные жесты.

Наличие этих средств — жеста, мимики, интонации, пауз — дает возможность перемещать смысловую организацию от синсемантических к симпрактическим компонентам, что и составляет особенность устной монологической речи. Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания (элизии или эллипсы), и тогда ее грамматическое строение может приближаться к грамматическому строению диалогической речи. Наконец, устная монологическая речь может находиться в различных отношениях к практическому действию. В одних случаях она может сливаться с практическим действием, в других случаях — приобретать характер специального речевого действия, получающего полную независимость от практического действия. В этих ситуациях грамматическая структура устной монологической речи может быть различной.

2.Обучение монологической речи в процессе рассказывания по картине

Восприятию картины ребенка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Выделяют несколько этапов обучения.

Этапы обучения.

1.Этап- (младший возраст)-  ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины  и отвечать на вопросы по их содержанию.

2.Этап- (средний возраст)- учит рассказывать и описывать картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу.

3.Этап- (старший возраст)- дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины.

4.Этап-(подготовительная группа)- рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

-совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например: жила, была девочка…. Однажды она…  А навстречу ей…);

- образец  рассказа(он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);

-план рассказа (как называется  предмет, его свойства и действия. Это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания).  Можно составить рассказ по подгруппам – командами);

- рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Хорошо известны схемы Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге « Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»;

- модели для составления рассказа(пиктограммы- условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения); 

указания (например:«говори выразительно»)

В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы:  подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Один из приемов, подготавливающих  к рассказыванию по картине, является рассматривание.  Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием.

 Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные), выделять детали (выражение лиц людей).

 В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу  выделяет центральный образ, затем рассматривает другие объекты, предметы, их количество. Вопросы должны быть направлены на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Характер ответов зависит от характера вопросов. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?»… - дети перечисляют предметы; на вопрос « Что делают на этой картине?» - называют совершаемые действия, следовательно, если  педагог злоупотребит вопросом «Что это?» - требующий перечисление предметов, то он невольно задержит ребенка на самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит детскую активность, если сами дети будут задавать вопросы .Можно спросить  у детей, что нового они узнали  из беседы. Беседа завершается  обобщающим  рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет мотивация  речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе  мотивационные установки) делают процесс обучения  интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы: - « Расскажи про зайчика, который хочет поиграть с ребятами», «Незнайка просит научить рассказывать сказку про…». В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей», запишем  самые интересные сказки и составим книгу).

 Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны, методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассматривания, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.

В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный.

Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.) . Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами») .

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».

- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался! », «Где пропадали? », «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

3. Особенности восприятия и понимания картин, типы картин для детских садов, требования к картинам

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства), содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные), характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения : атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине

-Составление описательного рассказа по предметной картине.

-Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

-Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной

картине.    

-Составление рассказа по последовательной сюжетной серии      

картин.

-Составление описательного рассказа по пейзажной картине и

     натюрморту.

-Творческое рассказывание по сюжетной картине.

                            Требования к рассказам детей:

 точная передача сюжета; самостоятельность; образность; целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать;  акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;  

 фонетическая четкость каждой фраз          

                   Занятия в младшей группе

          Задачи:

 1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в  

     ней самое главное.

 2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера

     (Е.П.Тихеева), когда дети просто перечисляют изображенные    

     предметы, объекты к занятиям, упражняющим  в связной речи

     (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

                                   Структура занятия

 Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

 Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом    

  для детей.

         Основной прием проведения занятия –беседа.

         К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно.

         Используются дидактические игры с предметными картинками:

Подобрать пару к указанной  картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.

Игра «Прятки» (картинки прячут – расставляют по разным доступным местам, дети находят их, приносят,   называют).Возможно чтение воспитателем какого-либо авторского   рассказа. Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней. Очень важно мотивировать речевую деятельность детей. Можно предложить внимательно посмотреть на картину, запомнить ее, а дома нарисовать. К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей ( как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

                           Характерные особенности занятий

-Чередование хоровых и индивидуальных ответов.

-Обязательно наличие эмоциональных и игровых приемов.

-Использование литературных и художественных вставок.

Возможные приемы

-Игра «Расскажи кукле».

Выбор объекта описания.

Показ игрушки, идентичной персонажу картины.

Инсценировка ( в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети

     разговаривают с ними).

Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован ( «Как будто это мы гуляем», «Как будто это наш котенок».)

                                  Занятия в средней группе

Задачи:

1. Подвести детей к  составлению небольшого связного повествования.

2. Развивать монологическую речь.

                                Виды рассказов по картине

Описательные  рассказы по предметным  и сюжетным картинкам.

Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как

     дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).

                        Характерные особенности занятий

-Рассказ по вопросам воспитателя  (коллективный или совместный  рассказ воспитателя и одного ребенка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ.

-Рассказывание по образцу («Расскажите, как я»).

Требования к рассказу-образцу: должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.

-Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня,

    что она делает, во что играет, что видит за забором? И.т.п)

                           Структура занятия

-Рассматривание картины.

-Беседа, уточняющая  основное содержание картины и ее детали.

-Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

-Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, связи предложений).

                      Рассказ по серии сюжетных картин

-Рассматривается и описывается каждая картина из серии.

-Выделяются начало, середина, конец  развивающегося во времени сюжета.

-Высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

                      Занятия в старшей группе

Цели

1. Учить детей правильно понимать  содержание картины.

2.Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.

3. Учить составлять связный рассказ.

4.Активизировать и расширять словарный запас.

5.Развивать внимание, память, инициативность, мышление.

                      Характерные особенности занятий

-Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета.

Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном  выполнении задания («Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово   сказал»; «Нужно придумать, что дальше было. Самому    придумать, потому что на картине это не нарисовано», «Я  дала  задание рассказать про этих ребят, а ты о другом  

     рассказываешь». Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное).Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной,    менее яркой,  а потому и незаметной для детей).

                       Приемы составления коллективного  описательного рассказа по серии картинок

-Начало составляет воспитатель, заканчивают дети.

-Начинает один ребенок, продолжает другой.

                           Составление описательных рассказов

-Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?»).

-Характеристика самого существенного и деталей.

-Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.

-Вопросы детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.

Составление коллективного рассказа по картине:

 1.Дети придумывают, что с героями было раньше.

 2.Излагают события, изображенные на картине.

 3.Придумывают последующие действия, поступки и приключения    

    героев.

Включение элемента соревнования: рассказ, какой группы окажется наиболее интересным?

Оценивание рассказов товарищей, как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному. Одну и ту же картину можно использовать в течении года несколько раз, но при этом ставить разные  задачи, постепенно усложняя их.

                          Творческое рассказывание по картине

     В порядке возрастания сложности:

-Составление рассказа с добавление последующих событий.

-Составление рассказа с заменой объекта.

-Составление рассказа с заменой действующего лица.

-Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

-Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

-Составление рассказа с добавлением объекта.

-Составление рассказа с добавлением действующего лица.

-Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

-Составление рассказа с изменением результата действия.

-Составление со сменой времени действия.

                     Составление рассказа по картине

Приемы:

Перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение.

При составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.

Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.

                       Планирование творческого рассказа

Трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.

Обсуждение замысла. Выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).Составление «предикативной цепочки» (перечень глаголов).Построение плана изложения (можно в графическом варианте)

Установление объекта для прямой речи.Придумывание заголовка к рассказу.

 Приемы:

Объяснение  задачи изменения сюжета картины.

Ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

Осознанное и последовательное название всех действий в предлагаемом рассказе.

Составление ребенком графического плана.

Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ (однажды, как-то раз, в один летний день…)

Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.

На первом этапе – образец рассказа.

Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.

                            Анализ и оценка творческого рассказа

В соответствии с целью занятия.

Такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.

Одобрение высказываний.

Ошибочные слова не повторять или обсуждать.

                       Рассматривание пейзажных картин

Предварительная работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.

При рассматривании целесообразны вопросы:

        -Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес?

            - Почему художнику хотелось рассказать нам про этот лес?

            - Почему художник так назвал свою картину?

            - Что художнику кажется интересным, красивым.

            - «Про что ?..» , «О чем?....».

Использование музыки и поэзии.

Активизация опыта детей.

Рассказ-образец воспитателя или литературный образец.

В начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.

Сравнение разных по настроению картин.

            Занятия в подготовительной к школе группе

Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В  качестве образца часто используется художественное  произведение.

Рассматривание картин осуществляется по частям.

Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.

Активизация словаря, обогащение образными выражениями.

Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают.

После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном  рассказывании.

Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.                  

                           Рассматривание натюрмортов

Вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.

Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон, форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.

В конце года самостоятельное описание натюрмортов.

Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней.

Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Тема: «Рассказывание по картине»

1.Какие серии картин специально разработаны для формирования умений описывать картины и составлять рассказы-повествования? Назовите их, дайте содержание этим картинам

*Предметные картины-на них изображено 1 или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними(мебель, посуда, животные, «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные», автор С.А.Веретенникова, художник А.Комаров

*Сэжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом

*Репродукции картин мастеров искусства:

-Пейзажные картины : А.Саврасов»Грачи улетели», И.Левитан «Золотая осень», «Весна», «Большая вода», «Март», А.Куинджи «Березовая роща», И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса», В. Васнецов»Аленушка», В.Поленов «Золотая осень» и др.

-Натюрморт: К.Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка», И.Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом», П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

2.Какие требования предъявляются при отборе картин?

Требования к картине

-Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

-Реалистичное изображение.

-Картина должна быть высокохудожественной.

-Доступность содержания и изображения (отсутствие множества

деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).

3.В методике развития речи выделяются несколько видов рассказов по картине. Назовите виды рассказов и дайте краткое содержание.

Виды рассказов по картине: 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Можно выделить два типа рассказов по картине.

1.Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

- фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;

- описание картины как раскрытие заданной темы;

- развернутое описание конкретного объекта;

- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Виды рассказов:

- фантастическое преобразование содержания;

- рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: «Описательный рассказ по картине «Лиса с лисятами»

Программное содержание:

— учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;

— учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании;

— развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса.

 Наглядный материал: Картина «Лиса с лисятами».

 Предварительная работа: Рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывания загадок и произнесение чистоговорок.

 Ход занятия

 Дети входят в группу и прежде чем сесть на стул, каждый из них называет дикое животное.

Воспитатель: — Отгадайте загадку

— Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Да, верно – это дикое животное лиса. А эта загадка, маленькое, но точное описание ее внешности и характера поведения. А теперь, все внимание на доску.

 На доске картина «Лиса с лисятами»

Воспитатель обращается к детям:

— Посмотрите внимательно на эту картину и придумайте ей название.

(Из всех предложенных детьми вариантов выбирается наиболее подходящий.)

Воспитатель: — Обратите внимание на лису и расскажите, какая она? Как она выглядит?

Дети: — Рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая.

Воспитатель: — Вспомните, какие у лисы повадки. Что она умеет делать?

Дети: — Хитрая, проворная, ловкая. Она – хищница, охотница.

Воспитатель: — А какими словами называют лису в сказках?

Дети: — Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка.

Воспитатель: — Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти лисы?

Дети: — Пушистая, мягкая, теплая.

Воспитатель: — Что еще может быть, пушистым? (Шапка, шуба, шарф, носки, воротник.)

— Что еще может быть мягким? (Подушка, перина, вата.)

— Что еще может быть теплым? (Кофта, рукавицы, ветер, погода.)

Вдумайтесь, ребята, как много слов, могут обладать одними и теми же качествами, подходить под одно и тоже описание. Это говорит нам о многозначности значения слова. А кто находится рядом с лисой?

Дети: — Лисята, детеныши лисы.

Воспитатель: — Верно, их еще называют, щенки, так как лисы относятся к семейству собачьих и как все собаки, лисы умеют тявкать.

А теперь игра «Придумай словечко»

— У лисы длинный красивый хвост. Как ее можно назвать одним словом?

Дети: — Длиннохвостая.

Воспитатель: — Если лиса очень хитрая, то как сказать про такую лису?

Дети: — Хитрющая.

Воспитатель: — Назовите ласково детеныша лисы.

Дети: — Лисенок.

Воспитатель: — Все верно, а сейчас мы поиграем в игру «Хитрая лиса»

 Подвижная игра «Хитрая лиса».

Воспитатель: — Все слова, которые вы сейчас вспомнили, вы можете использовать, когда будете составлять рассказ. Подумайте, как вы назовете его. Можно будет использовать те, которые вы дали в начале занятия.

Дети презентуют свои рассказы. После каждого рассказа дается оценка за содержательность, использование интересных слов и выражений, отсутствие ошибок в изложении. Особое внимание обратить на законченность рассказа.

Воспитатель: — Произнесите, пожалуйста, чистоговорку «Саша в лесу встретил лису» громко, тихо и шепотом.

Вот и все. Наше занятие закончилось, всем спасибо.