Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам изодеятельности».

18.03.2018 17:42

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредствам изодеятельности».

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное.

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная.

Продуктивная деятельность - это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью» [3]. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. В методической литературе определены критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей (по Н.А.Ветлугиной) [2]:

а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве – увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;

б) способы творческих действий – быстрота реакций, находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации;

в) качество детской продукции – отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.

Необходимыми условиями художественного творчества является введение в структуру изобразительной деятельности отдельных игровых моментов, художественной – дидактических игр. Я предлагаю, такие игры как: «На что похожа?», «Волшебные кляксы», «Найди половинку», «Дорисуй», «Познай себя» и д.р. Творческие задания: «Смотри внимательно», «Живой натюрморт, портрет», «Портрет художника», «Краски букетов», «Интервью с акварелью», «Цветные сценки», «Кто самый белый» и д.р.

Так же пальчиковые игры, игры- релаксации, игры – имитации. Считаю, что обучение творчеству не возможно без обучения техническим навыкам. Знакомлю детей с тремя основными формами создание образа – линии, цветом композиции. Так же на занятиях дети используют разнообразные материалы и нетрадиционные техники рисования. Все это способствует развитию творческих способностей детей.

Так же считаю, что лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, и по мере необходимости изменяет. Основным инструментам в лепке является обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки, можно оценить как самую, безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом и есть умелый и в тоже время деликатный взрослый, который во время поможет и поддержит, лепка становиться любимым занятием на долгие годы. Лепка - вид художественной деятельности имеющий много аспектов, по содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную, и комплексную лепку.

Так же в качестве эффективного средства стимулирующего детей проявлению фантазии и творчеству, я использую лепку из соленного теста. Тесто это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет большой интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

В детском саду работает кружок по тестопластике «Умелые ручки» при организации занятий по тестопластике учитываю уникальную черту детского мировоззрения - необычно, неординарно воспринимать и изображать всё, что не замечают взрослые, представлять несуществующее в действительности. Работу провожу в определённой системе.

Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребенка:

- повышает сенсорную чувствительность, т.е способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластике.

- Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук.

- Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически, он учиться видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Ещё существует один постулат: только у творчески увлеченного педагога дети тоже, как правило, увлечены творчеством. Это стиль жизни, другой внутренний мир, необычный взгляд, мышление. А дети – часть тебя, отображающий и свой собственный внутренний мир, и если ребенок, вам открыв свою дверцу, делает это искренне, то значит, нам благополучно и рядом растет добрый, творческий человек.